История гражданской обороны

Вопросам защиты населения в России пристальное внимание стало уделяться уже в ходе гражданской войны, когда авиация получила бурное развитие и стала способной наносить удары по тылам противника.

Еще в декабре 1917 г. была образована Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом Республики, на которую возлагалась в том числе и противовоздушная защита Петрограда. Наряду с военными мероприятиями она отвечала и за мероприятия по ГЗ:

оповещение об угрозе военного нападения;

оказание помощи пострадавшим;

обеспечение защитными средствами и многое другое.

2 марта 1918 года Петроград впервые подвергся бомбардировке с воздуха. Тогда же был полученный первый опыт функционирования гражданской обороны.

После гражданской войны мероприятия проводились как по государственной, так и по общественной линиям (1924 году было создано Доброхим – добровольное общество друзей химической обороны, 1927 году, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и т.д.) и наконец4 октября 1932 года вышло в свет «Положение о ПВО территории СССР», утвержденное советом народных комисаров СССР. Этим постановлением МПВО официально утверждалась как составная часть единой системы ПВО страны. Были впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника.

Этим актом было положено начало созданию централизованной организации защиты населения и объектов народного хозяйства от наиболее реальной в те годы угрозы нападения с воздуха.

В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей Гражданской обороны СССР и России.

За свою историю система МПВО-ГО многократно доказала свою необходимость и важность. Особенно ярко это проявилось в годы Великой отечественной войны.

В условиях военного времени главными задачами МПВО являлись:

 - сведение к минимуму возможных потерь и разрушений;

 - обеспечение бесперебойной работы предприятий.

Благодаря деятельности сил и средств этой системы в городах прифронтовой зоны были спасены от ударов фашистов с воздуха сотни тысяч людей. Ее силами были сохранены жизнь и здоровье миллионов людей, ослаблено разрушительное воздействие воздушных сил противника на тыловую территорию страны. В годы Великой отечественной войны МПВО нашей страны полностью оправдала свое предназначение, в том числе и потому, что в ней активно участвовали широкие слои гражданского населения.

В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период  объём задач МПВО и их содержание многократно расширялись и усложнялись, что вызывало необходимость ее непрерывного совершенствования.

В связи с Комплексным развитием всех видов вооружения и военной техники, в условиях возможного применения противником оружия массового поражения возникла острая необходимость в существенной реорганизации МПВО, и в июле 1961 года началось ее преобразование в Гражданскую оборону страны.

В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы на обеспечение защиты населения, система его обучения.

В чем же состояло принципиальное отличие системы гражданской обороны от МПВО?

Во-первых, придание ее мероприятиям общегосударственного и общенародного характера. Все мероприятия планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости защиты населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло задачу.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, в новом качестве стала задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

Не без оснований считалось, что успешное решение задач гражданской обороны по подготовке к возможной ядерной войне будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания.

Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Чернобыльская катастрофа (1986 г.) подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

Решать эту задачу выпало на следующем – Российском этапе развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

27 декабря 1990 года был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета.

19 ноября 1991 года корпус спасателей получил официальный статус Госкомитета по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,

с начала 1994 года была начата работа по преобразованию ГКЧС России в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

10 ноября 1994 года Указом Президента РФ № 66 было образовано МЧС РФ.

В настоящее время система ГО продолжает совершенствоваться. На первое место выходят проблемы защиты населения и критически важных объектов от высокоточного обычного оружия.

В связи с высокой вероятностью поражения жизненно важных объектов особую актуальность наряду с защитой населения приобретает задача по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время.