ХАНИН ВАЛЕНТИН ФЕДОРОВИЧ: РЯДОВОЙ ПОЖАРНЫЙ, ОФИЦЕР, ПЕДАГОГ И УЧЕНЫЙ
С недавних пор огнеборцы старшего поколения своего сослуживца Валентина Федоровича Ханина, ветерана пожарной охраны, уважительно величают «товарищ профессор». Да, он, в самом деле, кандидат юридических наук, профессор. Человек не просто выдающийся, а со сложной неординарной судьбой даже по меркам территориального пожарно-спасательного гарнизона.
В пожарную охрану он пришел еще подростком, благодаря своему неспокойному характеру и, можно сказать, склонности отстаивать свою точку зрения и обостренному чувству справедливости. Так, за дерзость в отношении сержантов-воспитателей, по мнению Валентина, вынесших несправедливое решение в отношении него и трех его товарищей, все четверо были отчислены из Ленинградского Суворовского военного училища. На дворе стоял 1964 год. Нашему герою уже шел шестнадцатый год, и надо было как-то определяться с выбором жизненного пути. То есть, идти и продолжать учебу в девятом классе средней школы. На заводы и фабрики на должность учеников в зависимости от выбранной специальности брали юношей, уже достигших 16 лет и имеющих паспорт, который Валентин к этому времени еще не успел получить. Учеба в сороковой школе Калининграда после ЛСВУ показалась Валентину слишком скучной и неинтересной.
Случайно Ханин встретил на автобусной остановке своего приятеля, одетого в военную форму. Поинтересовался – почему. Оказалось, товарищ служит в пожарной охране МВД СССР. Узнав у приятеля подробности, наш герой тоже решил, что будет служить в пожарной охране. Он убедил майора Литвиненко, начальника отдела кадров ОПО УВД Калининградской области зачислить его рядовым пожарным самостоятельной военизированной пожарной части Центрального района УВД Калининградского облисполкома. Одним из аргументов стали документы о прохождении обучения в Суворовском училище. Часть располагалась на улице Черняховского, в здании, которое сейчас занимает Управление ГИБДД. Ханину повезло: он начал служебную карьеру в одной из лучших на тот момент пожарных частей гарнизона, начальником которой был майор внутренней службы Виктор Легкоступ. Символично, что приказ о зачислении Валентина в личный состав пожарной части был подписан именно 10 ноября, в день очередной годовщины со дня создания Советской милиции. В этот период в целях повышения образовательного уровня рядового и сержантского состава гарнизона пожарной охраны города Калининграда по договоренности с отделом народного образования Центрального района на базе СВПЧ-2 функционировал филиал школы рабочей молодежи № 10. С бойцами пожарной охраны, которые хотели получить среднее образование, во время боевого дежурства занимались преподаватели. Валентину пришлось взяться за учебники.
С первых дежурств в карауле под руководством лейтенанта внутренней службы Владимира Однороба он окунулся в боевую работу. В период прохождения первоначальной подготовки бойца и адаптации в дежурном карауле Ханин был назначен связным у начкара. С помощью радиостанции и нарочным он поддерживал связь во время тушения пожара между отделениями караула, а при необходимости между руководителем тушения пожара (РТП) и подразделениями, участвующими в тушении пожара и спасении людей. Одно из ярких воспоминаний тех дней – вызов на улицу Сергеева, где в те времена располагались многочисленные общежития различных организаций. Пожар в одной из комнат. Первый труп…
Вспоминает Валентин Федорович Ханин: «Тушили крыши, подвалы, суда в рыбном и морском портах, вертолет, самолеты. Например, бомбардировщик ТУ-22. Тогда сгорели летчики, были взрывы. А нам было все интересно и не очень страшно. Иногда даже допускали необдуманное геройство, граничащее с ненужным риском. Однажды мы с коллегой Александром Александровым, находясь на своем боевом участке, увлекшись тушением вертолета, позабыли, что вокруг в процессе аварии разлился керосин. Внезапно территория вокруг нас вспыхнула, и мы оказались на небольшом пятачке, отрезанные пламенем. Нам кричали в мегафон: пробирайтесь назад! Применяя воздушно-пенный ствол, спокойно вышли. Главное, чтобы в такой ситуации не потерять самообладание и выйти раньше, пока не перегорел пожарный рукав, подающий огнегасящую смесь».
Когда, спустя три года Валентин с приятелями окончили одиннадцать классов и получили среднее образование, тяга к романтике чуть не привела их в только что учрежденное в Калининграде военное авиационно-техническое училище. Однако в последний момент они передумали и дружно подали документы в Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР. Оказалось, что они уже не могли представить себе будней без определенной доли риска при ликвидации пожаров и спасении людей.
Вспоминает Валентин Федорович Ханин: «Раньше крыши домов были, в основном, черепичные. Осенью или зимой, когда на кровлю подается струя воды, а при этом осадки или морозец, обувь скользит. А что внизу – тоже не знаешь. Может быть, кованый забор, который проткнет тебя насквозь. Похожий случай был со мной при тушении кровли жилого дома на улице Карла Маркса. При переходе с трехколенной лестницы на обледененную черепицу не успел закрепиться и скатился по ней, как по горке. В последний миг успел ухватиться за водосточный желоб, идущий вдоль карниза. Вниз посмотрел, а там - колья. Был у нас командир отделения чеченец Шарип Джабраилов. Оценив критическую обстановку он бросил мне еще сухой пожарный рукав вместе со стволом и с его помощью потихоньку меня вытащил. В другой раз мы тушили крышу воинской части на улице Горького. Подо мной прогорели доски, и я почти провалился. Коллеги бросили мне конец спасательной веревки с закрепленной рукавной задержкой и помогли выбраться. С тех времен, когда я уже был в должности помощника начальника штаба пожаротушения почему-то особо запомнились два пожара. Один – пожар с старом жилом бараке, который располагался среди новостроек по улице Эпроновской. При получении сообщения о пожаре старший диспетчер ЦППС сержант Уланов объявил тревогу по гарнизону и повышенный номер вызова пожарных подразделений по указанному адресу. По прибытии на место пожара увидели открытое горение крыши двухэтажного жилого здания барачного типа и быструю скорость распространения огня по сгораемому покрытию и деревянным конструкциям крыши. Совместно с моим помощником – начальником тыла штаба пожаротушения Владимиром Одноробом оценили обстановку, определили решающее направление по ликвидации огня и спасение людей. Прибывающим по вызову № 2 пожарным подразделениям были определены боевые участки и поставлены задачи по тушению и спасению людей. Благодаря слаженным и профессиональным действиям огнеборцев в течении получаса пожар был ликвидирован, никто из жильцов не пострадал. При разборе и оценки действий руководителя тушения пожара, а также действий личного состава начальником отдела службы и подготовки майором внутренней службы Владимиром Беляковым и другими сотрудниками отдела при произведенных теоретических расчетах выходило, что крыша и большая часть горевшего здания должна быть уничтожена огнем с возможными человеческими жертвами. Вот такое расхождение теории с практикой!
А второй – это тушение крыши большой площади в одной из воинских частей. Я там впервые принял решение поставить разветвление прямо на крыше для того, чтобы увеличить пространство оперативного маневра. При помощи веревки бойцы подняли наверх разветвление, закрепили его задержками, присоединили рабочие линии. После чего водителю пожарного автомобиля дали распоряжение увеличить давление воды в рукавах. Это позволило успешно локализовать, а затем и ликвидировать пожар с минимальным ущербом».
В училище Валентин Ханин продолжал активно занимался пожарно-прикладным спортом. Он показывал хорошие результаты и являлся членом сборной училища по ППС. В апреле 1968 года Валентин Ханин в составе сборной училища принимал участие в соревнованиях на первенство учебных заведений МВД СССР в Грозном. Там он выполнил норматив и ему присвоили звание кандидата в мастера спорта СССР. Также он был включен кандидатом в сборную команду Ленинграда.
Вспоминает Валентин Федорович Ханин: «В августе 1968 года в Ленинграде состоялась международная конференция по проблемам пожарной безопасности и первые международные соревнования по пожарно-прикладному спорту стран Варшавского договора. Мы, как спортсмены и курсанты пожарно-технического училища принимали в них участие в качестве технических помощников спортсменов стран-участниц соревнований. При этом тщательно изучали технику выполнения упражнений по всем видам соревнований, что впоследствии принесло свои положительные плоды».
В 1969 году Валентин Ханин проходил практику в Литовской ССР. По рекомендации пожарно-технического училища начальник УПО Литовской республики просил Ханина войти в состав республиканской сборной, чтобы оказать помощь тренерскому составу в подготовке команды и принять участие самому в соревнованиях на первенство СССР в городе Харькове. В итоге сборная команда Литвы очень хорошо выступила, а Валентин Ханин в благодарность за оказанную помощь от имени УПО МВД Литовской ССР был поощрен ценным подарком и денежной премией.
По окончании училища лейтенант внутренней службы Валентин Ханин был направлен для дальнейшего прохождения службы на должность начальника караула в СВПЧ-2 ОПО УВД Калининградской области, где начинал службу рядовым пожарным.
Вспоминает Валентин Федорович Ханин: «Служба в должности начкара начиналась довольно сложно, особенно при взаимодействии со старослужащими – командирами отделений и водительским составом, так как я служил с ними в одном карауле их подчиненным до поступления в училище. Это создавало трудности в установлении единоначалия и пресечении панибратства. Огромную поддержку во всех моих начинаниях я получал от начальника части капитана внутренней службы Николая Игнатова. При личной беседе он попросил меня дополнительно взять на себя нагрузку по формированию сборной команды части по ППС. В течение года были подобраны спортивные и физически сильные бойцы, из которых был постепенно сформирован «спортивный»караул, где для каждого члена команды были разработаны индивидуальные рекомендации по отработке до автоматизма выполнения тех или иных элементов упражнения. В итоге благодаря нашим стараниям в 1971 году сборная команда пожарной части Центрального района неожиданно для соперников заняла первое место на областных соревнованиях. А до этого момента она прочно тащилась в хвосте. В списке сильнейших спортсмены СВПЧ № 2 числились еще лет семь, успешно конкурируя с коллегами из ВПЧ-7 по охране судостроительного завода «Янтарь» и СВПЧ-4 по охране Балтийского района Калининграда. Такими, как Михаил Подтереба, Арий Мызиков, Валентин Панферов и другими».
Карьерный рост Валентина Ханина был, если можно так выразиться, довольно размеренный, а послужной список – достаточно большой. С периодичностью раз в три года он назначался на новые должности и получал очередные звания: пожарный, курсант Ленинградского пожарно-технического училища, начальник караула, старший инспектор государственного пожарного надзора Центрального района, заместитель начальника СВПЧ-2, помощник начальника службы пожаротушения и так далее, до должности заместителя начальника УГПС по гражданской обороне и мобработе.
В 1975 году старший лейтенант Валентин Ханин поступил на заочное отделение юридического факультета КГУ и окончил его экстерном, за четыре года, получив диплом по специальности «правоведение». Председатель госкомиссии, принимавшей госэкзамены, заслуженный деятель науки Иван Федорович Крылов случайно прочитал его дипломную работу на тему расследования поджогов в агросекторе. И предложил не останавливаться на достигнутом, поступать в аспирантуру. Сдавать конкурсные экзамены в заочную аспирантуру КГУ Ханин решился только два года спустя, уже будучи в звании майора внутренней службы. Вакантным было одно место, а претендентов – восемь. Однако он справился – успешно сдал экзамены, выполнил все требования, предъявляемые к соискателю, и был зачислен в аспирантуру.
Вспоминает Валентин Федорович Ханин: «Научным руководителем в период обучения в аспирантуре мне был рекомендован декан юридического факультета профессор Владимир Павлович Нажимов, с которым у меня были теплые отношения. Примерно через полгода научному руководителю было представлено обоснование и предварительное название темы диссертации «Тактические операции при возбуждении и расследовании уголовных дел по пожарам».
Работа над кандидатской диссертацией длилась в общей сложности около шести лет. Ее итогом стал анализ организации и проведения тактических операций по указанной категории уголовных дел, даны рекомендации по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, направленных на повышение эффективности борьбы с пожарами и предоставление возможности использования специальных познаний сотрудников государственного пожарного надзора при расследовании пожаров. В результате изучения этого вопроса был сделан вывод о том, что запрет УПК на совмещение функций специалиста и эксперта в одном лице нецелесообразен и наносит ущерб полноте сбора исходных данных, усложняет практику проведения экспертизы при расследовании пожаров. Выводы, изложенные в диссертации, послужили в будущем дополнительным основанием для создания в подразделениях пожарной охраны самостоятельных подразделений дознания, специализирующихся на расследовании пожаров. Защита состоялась в 1988 году в Специализированном Совете по защите диссертаций Белорусского государственного университета. В том же году Валентину Ханину присвоили ученую степень кандидата юридических наук. Около полутора лет спустя он уже преподавал в калининградской специальной средней школе милиции, повышал свой научный уровень и продолжал заниматься прикладными исследованиями. Примечательно, что сама попытка перспективного офицера пожарной охраны резко сменить род деятельности привела в замешательство руководство УГПС в лице Виктора Малафеева и начальника УВД генерала Анатолия Щербакова. Ни один, ни другой не желали отдавать среднему учебному заведению офицера МВД, имеющего ученую степень. Однако, несмотря на эти трудности, Валентин Ханин достиг поставленной перед собой цели.
Вскоре в Союзе начались выборы в Верховный Совет. Школа милиции выдвинула кандидата - начальника учебного заведения, легендарного генерала Андрея Дунаева. Он стал сначала депутатом, потом Министром внутренних дел РСФСР, а затем - исполняющим обязанности Министра МВД Российской Федерации. Его стараниями Калининградская школа милиции стала факультетом Высшей школы МВД города Москвы, а впоследствии – Калининградским юридическим институтом. После реорганизации Валентин Ханин занял должность начальника кафедры криминалистики. В это время он активно участвовал в научных конференциях, симпозиумах, в том числе, за рубежом, на базе академии МВД Польши, много и плодотворно работал в области повышения качества и эффективности расследования различных видов преступлений. При открытии в институте диссертационного Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Ханину предложили войти в него на правах постоянного члена. За период работы в диссертационном Совете и адъюнктуре пять соискателей под научным руководством Валентина Ханина успешно защитили диссертации, получив ученое звание кандидата юридических наук. Диссертационные исследования были посвящены актуальным темам, касающимся практических вопросов криминалистики. Так, например, один из соискателей рассматривал вопросы расследования убийств, другой – расследование контрабанды, третий – выявление преступных инсценировок, сокрытых поджогами.
Валентин Ханин внес значительный вклад в развитие отечественной юридической науки. Его труды по проблемам расследования отдельных видов преступлений получили широкую известность, как в учебных заведениях, так и в подразделениях МВД. Ханин - автор свыше 70 опубликованных научных работ, в том числе, четырех монографий, изданных в России и ближнем зарубежье. Среди них немало посвященных расследованию пожаров. Например, «Использование специальных познаний при расследовании поджогов», «Вопросы участия специалиста и эксперта в расследовании дел о поджогах», «Криминалистическая структура преступлений сокрытых поджогами», «Научные и правовые вопросы расследования пожаров, сокрытых инсценировками» и другие.
Благодаря примеру и содействию Валентина Ханина многие офицеры пожарной охраны также получили высшее юридическое образование. В их числе начальники пожарных частей: по охране Ленинградского района - Николай Хоменко, по охране Балтийского района – Павел Зайцев, технической части ЦУС ФПС Виктор Федоров. Дети некоторых сотрудников пожарной охраны тоже закончили Калининградский юридический институт.
В отставку Валентин Ханин вышел в 1999 году должности начальника факультета заочного обучения в звании полковника милиции. При этом он продолжал научную и педагогическую работу в Совете по защите диссертаций и на кафедре криминалистики института, имея к тому времени более двадцати лет педагогического стажа в высших учебных заведениях. Помимо работы в институте МВД Валентин Ханин дополнительно читал курс лекций по некоторым разделам криминалистики на юридическом факультете КГУ (БФУ имени Канта), в Финансово-юридической академии.
В 2016 году, детально изучив Постановление Правительства РФ «О порядке присуждения ученых званий соискателю не обладающему ученой степенью доктора наук», он принял решение о подготовке аттестационного дела, соответствующего критериям на присвоение ученого звания профессора. В итоге решением Министерства образования и науки Российской Федерации в декабре 2017 года Валентину Ханину было присвоено ученое звание профессора по кафедре криминалистики.
У Валентина Федоровича – прекрасная семья. Все близкие люди ранее служили в системе пожарной охраны на различных должностях. Супруга, Елена Александровна, вышла на пенсию в звании майора милиции с должности преподавателя кафедры оперативно-розыскной деятельности. Дочь Наталья пошла по стопам отца – она кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики филиала Санкт-Петербургского университета МВД.
Валентин Ханин – доброжелательный и отзывчивый человек, талантливый педагог и ученый, таким его знают и уважают друзья, коллеги, многочисленные ученики.