Гражданская оборона на современном этапе
Создание и развитие гражданской обороны во второй половине XX века было неразрывно связано с созданием и развитием нового и самого эффективного в истории человечества средства вооружённой борьбы – ядерного оружия.
Структура гражданской обороны, система управления, состав сил, способы и методы защиты населения, материальных и культурных ценностей были ориентированы, в первую очередь, на защиту именно от поражающих факторов ядерного оружия.
В XXI веке ядерное оружие по-прежнему остаётся весомым фактором сдерживания возможной агрессии, но на смену ему приходят новые виды вооружения, в первую очередь, высокоточные, сравнимые по своей эффективности с ядерным оружием, виды, основанные на новых физических принципах, информационное оружие.
С их развитием меняются подходы к вооружённой борьбе, меняются объекты-цели применения средств поражения. В военных конфликтах последнего времени объектами поражения становятся не только объекты вооружённых сил, но объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование экономики.
Кроме того, учитывая уровень развития мировой экономики, необходимо отметить, что мир находится на пороге 6 технологического уклада, характеризуемого развитием нано- и биотехнологий, в то время как гражданская оборона находится на уровне 4 – 5 технологических укладов, характеризуемых использованием энергии углеводородов, электродвигателей, автомобилей, синтетических полимерных материалов, электроники и микроэлектроники, атомной энергетики.
В современных вооружённых конфликтах страдает всё большее количество мирного населения, которое становится заложником политических, экономических и информационных войн. Возрастает количество погибших мирных жителей по отношению к погибшим военнослужащим.
Активно меняются современные внешнеполитические и социально-экономические факторы, влияющие на развитие гражданской обороны Российской Федерации.
Всё это требует коренного пересмотра подходов к организации и ведению гражданской обороны.
Учитывая изложенное, основным вектором развития гражданской обороны должен стать переход от защиты населения от поражающих факторов оружия массового поражения к дифференцированной защите населения от опасностей, характерных для конкретных территорий в мирное и военное время.
При этом главной миссией гражданской обороны должно стать обеспечение выживания населения и устойчивого функционирования государства в любых катаклизмах будущего.
В последние годы осуществляется активная работа по выработке и внедрению новых подходов к организации и ведению гражданской обороны и, в первую очередь, по совершенствованию сил гражданской обороны, а также способов и методов защиты населения, материальных и культурных ценностей в рамках которой:
Пересмотрен состав сил гражданской обороны, которые дополнены подразделениями Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации и нештатными формированиями по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Определены требования к организациям по созданию и содержанию НФГО.
Справочно:
Федеральный закон от 28.12.2013 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне»;
приказ МЧС России от 30.06.2014 № 331 «О внесении изменений в порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрирован в Минюсте России от 30.07.2014 № 33352);
приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (зарегистрирован в Минюсте России от 16.02.2015 № 36034).
Приведены в соответствие с современными вызовами и угрозами подходы к предоставлению населению средств индивидуальной защиты.
Справочно:
Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован в Минюсте России от 02.03.2015 № 36320);
С учетом новых подходов к зонированию территорий приказом установлено, что обеспечению СИЗ подлежат только работники радиационно-, ядерно- и химически опасных объектов, а также население, проживающее на территориях в пределах границ зон:
защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно-, ядерно- и химически опасных объектов.
При этом средства индивидуальной защиты органов дыхания должны обеспечивать защиту населения не от боевых отравляющих веществ, а от конкретных видов опасных химических веществ, выброс которых возможен при авариях на объектах экономики и в результате воздействия современных средств поражения.
Актуализируются нормы инженерно-технических мероприятий с учетом современных подходов к ведению войн и развития высокоточных средств поражения, в том числе актуализированы два основополагающих СНиПа в области инженерной защиты.
Справочно:
подготовлен ВНИИ ГОЧС, утверждён приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 59/пр и введен в действие с 1 июля 2014 г. свод правил СП 88.13330.2011 «СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;
подготовлен ВНИИ ГОЧС, утверждён приказом Минстроя России от 12.11.2014 № 705/пр и введён в действие с 1 декабря 2014 г. СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» (актуализированный СНиП № 2.01.51-90);
Кроме того, ВНИИ ГОЧС разработано в 2012-2014 гг. 58 национальных стандартов, 33 из которых утверждены Росстандартом в 2014 года.
Наиболее значимым является Свод правил «Инженерно-технические мероприятия ГО», вступивший в силу 1 декабря 2014 года.
Новый Свод правил «ИТМ ГО» содержит:
1) принципиально новые подходы к зонированию территории нашей страны по степени опасности в условиях ведения военных действий;
2) актуальные требования к мероприятиям по ГО, а также мероприятиям по защите от ЧС, которые необходимо учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, отнесенных к категории по ГО, а также потенциально опасных объектов;
3) требования по учету мероприятий гражданской обороны при разработке документов территориального планирования;
4) новые методические подходы к заблаговременному и оперативному прогнозированию химической обстановки при авариях с выбросом АХОВ.
Введены Сводом правил и революционные подходы к коллективной защите населения в защитных сооружениях ГО, реализация которых позволяет отойти от «зарывания» сотен миллионов рублей в землю в виде убежищ ГО, предназначенных для защиты от ядерного оружия, и повысить долю населения, защищенного от фугасных средств поражения в таких новых защитных сооружениях как «укрытие».
Указанные подходы легли в основу новой редакции плана гражданской обороны и защиты населения. Разработан Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», предусматривающий:
совершенствование системы управления гражданской обороны;
актуализацию задач в области гражданской обороны;
расширение полномочий субъектов Российской Федерациипо принятию законодательных и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны.
Планируется внести изменения в Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, в части актуализации мероприятий по гражданской обороне, конкретизации их объёмов и ответственных за их выполнение органов и организаций.
Выполнение указанных мероприятий позволит повысить эффективность мероприятий по защите населения, снизить излишнее государственное регулирование в области гражданской обороны, оптимизировать затраты бюджетов всех уровней на выполнение мероприятий по гражданской обороне и обеспечить защиту населения при возникновении военных конфликтов с применением современных средств поражения.
Вместе с тем, события в сопредельной стране и связанная с этим финансово-экономическая и информационная агрессия Запада, изменение подходов к вопросам стратегического планирования в сфере национальной безопасности России требуют дальнейшего совершенствования существующих подходов к организации и ведению гражданской обороны.
С учётом изложенного дальнейшее развитие гражданской обороны предлагается по следующим направлениям:
Совершенствование организации гражданской обороны, главным образом, направленной на развитие системы обеспечения гражданской обороны.
Совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей.
Повышение готовности и эффективности сил гражданской обороны.
Совершенствование системы подготовки населения
в области гражданской обороны, обратив особое внимание на использование современных технологий.
Развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.