ПУЧНИНА ЗИНАИДА МИХАЙЛОВНА: В ГОРЯЩУЮ ИЗБУ...

Издалека здание пожарно-спасательной части № 23 по охране Ладушкинского городского округа, расположенного на живописном побережье Калининградского залива, вовсе не напоминает боевое подразделение. Светлые стены приземистого длинного дома почти скрывает яблоневый сад за невысоким забором. В далекие шестидесятые, когда часть заметно приросла личным составом и техникой, под нужды депо был перестроен бывший немецкий склад для хранения кормов. Этим и объясняются его архитектурные особенности. Все здесь, по крайней мере, до тревожного сигнала, дышит патриархальной стариной и покоем.

В семидесятые Зинаиду Михайловну Пучнину в подразделение привел муж, водитель пожарного автомобиля. Поначалу она немного растерялась. Да и некоторую неловкость испытывала, будучи единственной женщиной в большом мужском коллективе. Но вскоре освоилась и с головой погрузилась в интересную и ответственную работу. Долгие годы она трудилась в должности инструктора пожарной профилактики. В те времена пожарная часть Ладушкина, население которого насчитывало чуть более трех тысяч человек, относилась к категории профессиональных. То есть, весь ее личный состав, включая начальника, был неаттестован. Наша героиня, один единственный инструктор в подразделении, обследовала жилые дома, школы и детские сады, летние оздоровительные лагеря, турбазы и производственные объекты, такие, как, например, сырзавод, на предмет пожарной безопасности. Проводила беседы, по-соседски давая советы, как с наименьшими затратами устранить те или иные недочеты. Ведь большинство инспектируемых она хорошо знала лично, что неудивительно для небольшого городка и его окрестностей. Предупреждала, а если надо, то и штрафовать.

Пучнина хорошо изучила район выезда своего подразделения. Знала расположение всех гидрантов и пожарных водоемов на предприятиях и в других местах. Старалась, как следует вникнуть в технические тонкости профессии. Если возникала необходимость, не ленилась советоваться с коллегами – инспекторами государственного пожарного надзора из Багратионовска и Мамоново. Ведь для того, чтобы не допустить возгорания, надо иной раз досконально разбираться в свойствах различных материалов, электрике, сельском хозяйстве и многих других вещах.

Постепенно на плечи ответственного и аккуратного подчиненного помимо основных обязанностей начальник части, которому не был положен заместитель, переложил все делопроизводство, кадровую работу, бухгалтерию, снабжение.


В середине девяностых профессиональная пожарная часть № 13 по охране города Ладушкин была преобразована в отдельный пост № 23 УГПС УВД. Тогда же неожиданно встал вопрос о том, кто же возглавит подразделение взамен уволившегося начальника. И оказалось, что другой, более подходящей кандидатуры на тот момент не нашлось. Ведь Зинаида Михайловна была «в курсе». В самом деле, к этому моменту она как никто-другой чувствовала и понимала работу своей части - этого сложного, хорошо отлаженного механизма, и по-хозяйски строго следила за ним, предупреждая возможные сбои.

Под началом «Михайловны», так по-домашнему обращались к ней подчиненные (молодежь те, чей возраст уже перевалил за полвека), оказалось порядка двадцати бойцов. А самой ей в те времена было около сорока. Руководителем она была деловым и строгим, вникающим во все мелочи. А больше всего не терпела пьянства. Во все времена это пристрастие не только медленно губило своих приверженцев и разрушало семьи, оно становилось и наиболее частой причиной возгораний. Навсегда в память Зинаиды Пучниной врезалась страшная картина: пожарище, обугленное тело… А виной всему – горькая. Не хватало еще, чтобы и с этой стороны огненного фронта бойцы не стояли твердо на своих двоих.

 «Лихие девяностые» были особенно непростыми для жителей глубинки, а от неблагополучия и неуверенности в завтрашнем дне нередко в народе стараются отгородиться стаканом. На разводах начальник части зорко всматривалась в лица своих бойцов. Ненадежных не допускала до дежурства. Бывало, что и на освидетельствование посылала. И «за пьянку выгоняла пачками». Но часть не пустовала – о вакантных должностях каким-то образом без всяких объявлений мгновенно узнавали жители Ладушкина и близлежащих городков и поселков, и приходили устраиваться, несмотря на небольшую зарплату. Особенно строгие требования в пожарной части предъявлялись к водителям спецавтомобилей. На них вполне можно было положиться. И, несмотря на это, каждое утро с ними проходил инструктаж. Зинаида Михайловна не забывала напомнить им, чтобы берегли себя, личный состав и технику. Ведь от резкого торможения машину, доверху заполненную водой, может перекинуть набок. И прощай тогда техника, а, может, и жизни самих огнеборцев и других участников дорожного движения.

Хозяйская рука начальницы чувствовалась во всем, Зинаида Михайловна строго следила за тем, чтобы ее подчиненным не приходилось работать с исчерпавшим ресурсы пожарно-техническим оборудованием. За пять лет под ее руководством используемое пожарно-техническое вооружение подразделения не только содержалось в образцовом порядке, но и накопился определенный запас. А новшеств в эпоху Пучниной особых не наблюдалось. Разве что ее стараниями одно из местных предприятий передало в дар части телевизор. Чтобы личный состав дежурных смен был в курсе событий в мире и не скучал в минуты отдыха.

В бытность Зинаиды Пучниной в качестве начальника части случилась и одна самая настоящая чрезвычайная ситуация. Утечка аммиака на территории предприятия по заморозке рыбопродукции. В течение нескольких суток бойцы работали в противогазах, ликвидируя последствия аварии. К счастью, тогда обошлось без жертв, производственных травм и экологической катастрофы.

В 1999 году отдельный пост № 23 утратил самостоятельность, став структурным пожарной части № 30 по охране Мамоново УГПС УВД. К этому времени Зинаиде Михайловне пришлось принять непростое решение – расстаться с пожарной охраной. К сожалению, к этому времени наша героиня осталась вдовой с несовершеннолетним сыном на руках. Невысокая зарплата не позволяла заниматься любимым делом, без которого Пучнина, казалось, уже и не представляла своей жизни…

Любопытно, что наша героиня – не единственная дама в ладушкинской части, боровшаяся с огнем. Так, по данным исторического формуляра подразделения, в первом составе городской пожарной команды этого городка на должности пожарного числилась Анастасия Ивановна Чванина.

Как-то так.

Это, кстати, любимое присловье Зинаиды Михайловны.



Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (4012) 52-91-01
Приемная начальника ГУ МЧС России по Калининградской области
8 (4012) 93-33-33
Единый «телефон доверия»
mail@39.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)