ВЕРХОВЕЦКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ: «ДЖОВАННА» ГОРЕЛА «КРАСИВО»

«Джованна» горела «красиво». Плавились металлические конструкции, стальные тросы рвались как гитарные струны, через образовавшиеся разрывы в топливных танках вырывалось пламя. Облако густого чёрного дыма было видно из любой точки города. Пожар на танкере «Джованна», принадлежащем Калининградской компании «Балттерминалбункер», произошёл вечером 5 апреля 2006 года.


В этот день на НБС «Джованна» проводились работы по бункеровке. В половине седьмого вечера экипаж под контролем механика начал перекачку топлива из топливного танка № 8 в танк № 3. В 19 часов 18 минут произошёл взрыв в одном из топливных танков с выбросом горящего топлива на палубу. Огонь распространился в соседний топливный танк, заполненный мазутом. Через две минуты в этом танке произошёл взрыв. Экипаж покинул судно, при этом матрос и электромеханик получили ожоги рук и лица. В течение последующих восьми минут произошла серия мощных взрывов, результатами которых, стало разрушение переборок топливных танков и балластных танков двойного дна. В бортовом танке левого борта и трёх центральных танках горели дизельное топливо и мазут, которые вследствие разрушения танковых переборок смешались и уходили в балластные танки двойного дна. На главной палубе горело топливо, выброшенное в результате взрывов и гидравлическое масло, вытекающее из системы привода грузовых насосов. Наружная обшивка судна выше уровня воды по левому борту была разорвана в трёх местах. Через разрывы в акваторию реки Преголя вытекало горящее топливо. Подгорали швартовочные канаты, был поврежден трап. Площадь пожара составляла 500 м2.


В это время отделение дежурного караула ПЧ-7 по охране ОАО ПСЗ «Янтарь» в составе четырёх человек во главе с начальником караула капитаном внутренней службы Петуховым И.Н. возвращалось к месту постоянной дислокации после тушения камыша в районе портовой нефтебазы. Начкар увидел взметнувшиеся вверх языки пламени, немедленно сообщил диспетчеру ЦППС о пожаре на территории завода, определив по внешним признакам второй ранг пожара. Через две минуты увидев горящий объект, Петухов объявил «тройку», максимальный тогда ранг пожара, установленный для Калининграда. В 19 часов 22 минуты отделение дежурного караула ПЧ-7 прибыло к горящему судну, одновременно на место пожара прибыла дежурная смена службы пожаротушения, находившаяся в момент взрыва в пути к ПЧ-7 с целью проверки службы.

Начальник дежурной смены СПТ подполковник внутренней службы Сидоров Ю.Ф. (первый РТП), подтвердив ранг пожара № 3, дал команду на полное боевое развертывание с установкой автоцистерны на реку Преголя и подачей на охлаждение бортов одного лафетного и одного ствола «А». Был создан штаб пожаротушения, начальником штаба назначен капитан внутренней службы Беляков А.В., в состав штаба были включены: механик судна, главный инженер, главный энергетик и начальник цеха плавсредств завода «Янтарь».


Вспоминает Юрий Филимонович Сидоров (в 2006 году начальник четвёртой дежурной смены службы пожаротушения ГУ «ЦУС ФПС»): «Остро врезался в память тот момент, когда сразу после прибытия, находясь на причале около горящего танкера, я отдавал указания капитану внутренней службы Петухову. Боковым зрением я увидел, что метрах в десяти от нас как в замедленной съёмке расползается трещина в борту судна и оттуда вырывается огонь, потом звук - взрыв, кричу: «Ложись» и огненный бурун пролетает прямо над нами. Основная сложность разведки этого пожара заключалась в том, что экипаж не мог толком пояснить обстановку. Фаерплан отсутствовал. Да и опыта тушения танкеров в нашем гарнизоне, к счастью, не было. Пришлось просто работать по канонам Тактики и Боевого устава. Позже, когда была уточнена обстановка, поставлены задачи боевым участкам, работа стала более размеренной. Хотя взрывы происходили ещё несколько раз».


К восьми часам вечера на месте пожара были сосредоточены восемнадцать единиц техники и восемьдесят человек личного состава подразделений МЧС России. Кроме того были привлечены четыре морских буксиракантовщика, плавающая насосная станция, группа охраны завода, два экипажа скорой помощи, оперативные группы УВД и областной прокуратуры. По гарнизону был объявлен сбор личного состава, свободного от несения службы, для введения в боевые расчеты резервной техники и организации дежурства в подразделениях.

На пожаре были созданы четыре боевых участка. Автомобиль пенного тушения установлен на водоём, организован сбор разлившихся нефтепродуктов и выставлены боновые ограждения. Кормовая часть судна была закреплена дополнительным швартовочным канатом.

Боевой участок № 1 возглавил начальник караула специализированной части - старший лейтенант внутренней службы Сераков Н.В. На участке для охлаждения левого борта с носовой части судна были поданы один лафетный и один ручной ствол «А».  

На боевом участке № 2 для охлаждения левого борта с кормовой части судна были поданы два лафетных ствола. Работами на участке руководил начальник караула ПЧ-l по охране Ленинградского района - лейтенант внутренней службы Макаров А.Н.

Задачей начальника боевого участка № 3, начальника караула ПЧ-7 по охране ОАО ПСЗ «Янтарь» капитана внутренней службы Петухова И.Н., являлось осуществить тушение пожара на главной палубе со стороны надстройки, провести разведку со стороны кормы и защитить машинное отделения судна. На участок был подан пенный ствол ГПС-600 и ствол РС-А.


Подполковник внутренней службы Билида В.К. был назначен начальником четвёртого боевого участка. Он координировал работу трёх буксиров, от которых осуществлялось охлаждение правого борта по всей длине судна. В 20 часов 7 минут пламя с главной палубы танкера удалось сбить. Горение продолжалось в семи топливных танках, которые в результате повреждения переборок, соединились между собой. К этому моменту на место пожара прибыл первый заместитель начальника Главного управления (по государственной противопожарной службе) полковник внутренней службы Шпырный К.В., который принял на себя руководство тушением пожара, назначив подполковника внутренней службы Сидорова Ю.Ф. себе помощником.

РТП произвёл смену начальника штаба. Им стал начальник ПЧ-7 по охране ОАО ПСЗ «Янтарь» майор внутренней службы Янин С.А. Капитану внутренней службы Белякову А.В. была поставлена задача произвести разведку на палубе со стороны носовой части судна.


В это время продолжалось интенсивное охлаждение бортов судна. Сохранялась угроза взрыва, что также было подтверждено в результате проведённой разведки. Личный состав был выведен с судна. Тушение пожара в танках было решено осуществлять с помощью автоподъёмника АКП-30 «Бронто», который был установлен с левого борта напротив горящих танков. Также на четвёртый боевой участок прибыл большой морской буксир ОАО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» «Меженец», имевший 20 тонн запаса пенообразователя.

Ровно в девять часов вечера началась пенная атака с подачей двух ГПС-600 с АКП-30 и двух лафетных стволов с морского буксира. Желаемый результат достигнут не был, так как разрушенные конструкции палубы, трубопроводов и надстройки судна препятствовали проникновению пены непосредственно в горящие танки. Произошло несколько выбросов горящего топлива на палубу. Усилилось открытое горение. Судно получило крен на правый борт 7 градусов и дифферент на корму около 5 метров. Были предприняты меры по предотвращению разрушения водонепроницаемой переборки между грузовыми танками и машинно-котельным отделением.

В 21 час 26 минут РТП произвел передислокацию сил и средств. Начальником третьего боевого участка назначен начальник дежурной смены службы пожаротушения ГУ «ЦУС ФПС» подполковник внутренней службы Иконников И.Ю. Ему была поставлена задача - проникнуть на главную палубу и подать три ствола ГПС-600 в горящие танки, обеспечив охлаждение палубы и личного состава на позициях с помощью двух стволов «Б». Через несколько минут личный состав был на позициях и приступил к выполнению задачи. На палубе находилось восемь человек: подполковник внутренней службы Иконников И.Ю., капитаны внутренней службы Мухорин В.А и Беляков А.В., старшие лейтенанты внутренней службы Михин В.Ю. и Старчиков А.Н., лейтенанты внутренней службы Бузинов Г.И. и Речкин А.С., старший сержант внутренней службы Самсончик Р.С.  

Вспоминает Андрей Владимирович Беляков, в 2006 году – старший помощник начальник четвёртой дежурной смены службы пожаротушения ГУ «ЦУС ФПС»: «До того как подняться на судно, Иконников распределил нас по парам и определил кто с кем и где будет находиться и какие задачи выполнять. Мне было поручено работать на разветвлении, от которого проложили рукавные линии для подачи трёх ГПСов и вместе со старшим пожарным Романом Самсончиком охлаждать палубу двумя стволами «Б». Я находился ближе к правому борту, Роман к левому. Стоит отметить, что к этому моменту «Джованна» получила такой крен, что стоя маневрировать стволом было сложно, поэтому я присел на какой-то люк, перекинул рукав через плечо и оттуда поливал всё вокруг. Ещё через какое-то время переместился ближе к борту и продолжал работать стволом. Буквально через пять минут «бахнуло» так, что я выронил рукав и если бы не был пристёгнут карабином к ограждению, наверняка упал за борт. Это был взрыв паровоздyшной смеси в одном из ещё не разрушенных танков. Мы окликнули друг друга, поняли, что все целы и ещё оставались на позициях пока танки полностью не заполнились пеной. Я осмотрелся и попал, что взрывом сорвало тот самый люк, на котором я сидел несколько минут назад, очевидно, что мне очень повезло, что я остался цел».  

Около десяти часов вечера произошел взрыв внутри разрушенных танков. Личный состав, находившийся на боевом участке, не пострадал и продолжил работу на позициях. В 22 часа 55 минут открытое горение топлива в танках было ликвидировано, продолжалось интенсивное охлаждение судна. В 00 часов 15 минут угроза взрыва и воспламенения топлива была ликвидирована. Пожар локализован. Ранг пожара был понижен до № 2. В половине пятого утра 6 апреля пожар был ликвидирован.

Пожар на «Джованне» стал неким экзаменом как для недавно назначенных старших должностных лиц гарнизона, так и для простых пожарных. В результате начавшихся в 2004 году реформ, негативно сказавшихся на вопросах организации службы, пожарная охрана Калининградской области переживала сложный период. Исследование и разбор этого пожара показали очевидные на тот момент недостатки. Дежурные караулы не были укомплектованы по нормативам личным составом. Техника подразделений, в том числе автомобиль пенного тушения и коленчатый подъёмник нуждались в замене, требовалось оснащение подразделений современным пожарно-техническим вооружением и специальными огнетушащими веществами. Но несмотря ни на что, личный состав на том пожаре проявил исключительную выдержку и показал умелые и слаженные действия.

Вспоминает Андрей Владимирович Беляков (в 2006 году – старший помощник начальник четвёртой дежурной смены службы пожаротушения ГУ «ЦУС ФПС»): «Прошло несколько недель после пожара, и мы, при посещении завода «Янтарь» решили «навестить» сгоревшую «Джованну». К моему удивлению она оказалась затонувшей, то есть при проведении каких-то работ что-то пошло не так и судно опустилось на дно у причальной стенки. Видно было и то, что восстановлению танкер не подлежит. Тогда я подумал, а для чего был необходим такой риск, если сразу было понятно, что судно не спасти, а загрязнения акватории, причем не столь значительного тоже избежать не удалось? Я считаю, что риск на пожаре всегда должен быть оправдан, а возможная гибель восьмерых человек никак не оправдала бы такой результат пожара».

За мужество и героизм, проявленные в экстремальной ситуации при тушении пожара на «Джованне» подполковник внутренней службы Игорь Юрьевич Иконников был награждён «Орденом Мужества». Награду вручал заместитель главы МЧС России Цаликов Р.Х. Церемония награждения состоялась в Великом Новгороде, где проходил сбор руководителей управлений МЧС России.


Справка: Несамоходная бункеровочная станция «Джованна» была построена в испанском городе Виго в 1978 году как танкер. Размеры: длина 108,75 м., ширина 17,6 м., высота борта 8,0 м, водоизмещение 10 тыс.м3. Судно стояло у стенки 17-го причала судостроительного завода «Янтарь» и эксплуатировалось как бункеровочная станция с марта 2006 года. На ней находилось шестнадцать топливных танков: восемь центральных объёмом по 600 м3, два в носовой части объёмом по 300 м3, шесть бортовых общим объёмом 1500 м3. В трёх центральных танка, находилось 200 м3 мазута, в двух бортовых 200 м3 дизельного топлива. Экипаж судна составлял одиннадцать человек.  

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (4012) 52-91-01
Приемная начальника ГУ МЧС России по Калининградской области
8 (4012) 93-33-33
Единый «телефон доверия»
mail@39.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)